«История – это ведь не то, что случилось. История – это всего лишь то, что рассказывают нам историки. …История мира? Всего только эхо голосов во тьме; образы, которые светят несколько веков, а потом исчезают; легенды, старые легенды, которые иногда как будто перекликаются; причудливые отзвуки, нелепые связи»
Барнс Джулиан. История мира в 10 ½ главах // Иностранная литература. №1. 1994, с.67–232.
Удивительно интересная книга, хотя мне сначала совсем не пошла.
О чём она вообще:
много текста
Роман начинается с очередной интерпретации мифа о Вселенском потопе и Ноевом ковчеге, который с первых строк превращается в антимиф. Причина тому – рассказ о событиях с точки зрения личинки древоточца. В основном сохраняя сюжетную канву библейского мифа, Барнс предлагает читателю еще один взгляд на известное, устоявшееся, канонизированное.
Наделив червяка функцией своего рода «третьего глаза», который способен видеть скрытое и сокровенное – и увидел, и поведал нам, несовершенным, с его точки зрения, Божьим созданиям, – автор утверждает, что любой миф, принятый человеком беспрекословно и некритично, может быть обманчивым. Так, оказывается, что Ковчег был больше, чем одним кораблем; дождь шел не сорок дней, а, по меньшей мере, года полтора; вода стояла на Земле не сто пятьдесят дней, а четыре года. Да и сам Ной – отнюдь не благообразный седовласый старец, а весьма сладострастный, властный, похотливый и плотоядный прагматичный старик, который руководствовался не ниспосланной Богом задачей спасения всего живущего на Земле, а стремился к улучшению собственного существования.
Почему Бог избрал пьянчугу Ноя? Потому, утверждает древоточец, что остальные еще хуже. Ной установил строгую палочную дисциплину (да и не Ковчег это был, а плавучая тюрьма с весьма популярными в ХХ веке видами наказаний и экзекуций), что объясняет деление животных на «грязных» и «чистых» тварей, последние из которых употреблялись семьей Ноя в пищу. Род человеческий несовершенен. Зло и стремление во что бы то ни стало выделиться из ряда себе подобных сильны изначально.
Доказательство этому – четко налаженная на Ковчеге модели Барнса система информации, которая еще раз подтверждает мысль, исчерпывающе обоснованную раньше Д.Оруэллом в его антиутопии «Звероферма»: «Все животные равны, но одни равнее других», а где человек, где животное – иногда понять трудно.
Путешествие по истории, предпринятое Барнсом, не ограничивается перемещением во времена Ноя. Его роман в 10½ главах стереоскопически рассматривает разные исторические моменты, реальные и фиктивные ситуации. Линейно-диахронический принцип при этом отсутствует. Читатель попадает то в наше время, мирное течение которого разрушено терроризмом (глава 2 «Гости»), то во Францию XV века, когда, если верить смоделированному Барнсом тексту и приведенным им якобы подлинным документам, жители Безансонской епархии инициировали судебное разбирательство против червей-древоточцев, которые своим ненасытным богохульным аппетитом подточили епископское кресло, а, следовательно, пошатнули незыблемые религиозные устои.
Глава 4 – период после Чернобыльской катастрофы. Это частная история жизни некоей Кэтлин Феррис и ее душевной болезни, вызванной своего рода радиоактивной фобией. Глава 5 «Кораблекрушение» – история сюжета картины Жерико «Сцена кораблекрушения» и попытка осознания границы между вымыслом и реальностью в искусстве с точки зрения художника и обывателя-зрителя.
Глава 6 «Гора» – повествование об Аманде Фергюссон, которая с позиций религиозной христианской морали ригористично пытается постичь божественный смысл, разумный порядок и торжество справедливости в Природе и в людях вокруг нее. Для доказательства существования Провидения и благой мудрости осенью 1840 года она предпринимает попытку найти останки Ноева Ковчега в Турции и убеждается в греховных слабостях потомков Ноя.
Поиски Ноева Ковчега как попытка сколотить капитал и сделать имя – центральная тема 9 главы. Текст романа – это и размышления образованного восемнадцатилетнего англичанина, дед которого был пассажиром «Титаника». Здесь и переосмысление мифа об Ионе, который очутился в чреве кита, с позиции сомневающегося и циничного жителя ХХ столетия. Миф, по Барнсу, «…вовсе не отсылает нас к какому-то подлинному событию, фантастически преломившемуся в коллективной памяти человечества; нет, он отсылает нас вперед, к тому, что еще случится, к тому, что должно случиться»[2, с.159].
Мотив деления человечества на «чистых» и «грязных», известный нам из мифа о животных тварях на Ноевом Ковчеге, развивается в истории корабля «Сент-Луис». На его борту были евреи-беженцы из Германии. Их скитания в традициях хрестоматийных мифов длились сорок дней и сорок ночей, пока не оборвались Второй мировой войной, которая определила участь евреев. Глава 8 – эпистолярная история любви и разочарований некоего актера-дебошира Чарли, который снимается в новом фильме далеко от дома, в дебрях лесов, населенных туземцами, оказывающимися не глупее высокомерных развращенных цивилизацией белых людей.
Описание взято из статьи С.Г. Шишкиной "ОБРАЗ ИСТОРИИ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ АНТИУТОПИИ (Дж. Барнс, П. Акройд)"
Очень похоже на одну из идей романа Демиан, только там контекст немного метафизический, романтический а здесь больше иронической нигилистики.
Это, кстати, книга обязательная к прочтению для экзамена по Зарубежке на 4-м курсе.
Читаю тут...
«История – это ведь не то, что случилось. История – это всего лишь то, что рассказывают нам историки. …История мира? Всего только эхо голосов во тьме; образы, которые светят несколько веков, а потом исчезают; легенды, старые легенды, которые иногда как будто перекликаются; причудливые отзвуки, нелепые связи»
Барнс Джулиан. История мира в 10 ½ главах // Иностранная литература. №1. 1994, с.67–232.
Удивительно интересная книга, хотя мне сначала совсем не пошла.
О чём она вообще:
много текста
Очень похоже на одну из идей романа Демиан, только там контекст немного метафизический, романтический а здесь больше иронической нигилистики.
Это, кстати, книга обязательная к прочтению для экзамена по Зарубежке на 4-м курсе.
Барнс Джулиан. История мира в 10 ½ главах // Иностранная литература. №1. 1994, с.67–232.
Удивительно интересная книга, хотя мне сначала совсем не пошла.
О чём она вообще:
много текста
Очень похоже на одну из идей романа Демиан, только там контекст немного метафизический, романтический а здесь больше иронической нигилистики.
Это, кстати, книга обязательная к прочтению для экзамена по Зарубежке на 4-м курсе.